Суббота, 25.11.2017, 08:42
Приветствую Вас Гость

ПИТОМЦЫ

Форма входа
Категории раздела
МОИ ФАЙЛЫ [22]
Закладки
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Работа, Книги, Программы
  • ИГРЫ
  • Здоровье и красота
  • Готовимся к зиме
  • Арматура и сварка
  • Садовые цветы и уход за ними
  • Мультипликационное обучение
  • Классическая музыка
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » МОИ ФАЙЛЫ

    ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ
    19.01.2011, 20:28
    Чтобы осознать, в чем трудность создания такого "эсперанто", необ­ходимо провести различие между языком зверей и нашим. Животные с помощью звуков рассказывают друг другу об актуальных намерениях: о том, что беспокоит их сейчас. Они предупреждают сородичей об опас­ности, призывают потомство или со­общают о нахождении пищи, то есть подают сигналы.
     
    Речь же человека изначально возникла для того, чтобы передавать информацию, которая в настоящий момент не важна, от нее напрямую не зависит жизнь ни гово­рящего, ни слушающего. Мы можем часами философствовать о прошлом и грядущем, звери же не способны рассуждать. Наше восприятие и мышление опосредовано языком. Мы видим не просто металлический предмет, а вилку - вещь, атрибут для приема пищи, подразумеваем его функцию. Такое сложное содержание опреде­ляет и структуру нашего языка: из отдельных звуков мы складываем части слова (морфемы), из мор­фем - слова, из слов - предложе­ния.
     
    В языке же животных - все зву­ки одного порядка. Так, поданным зоопсихологов, обезьяны используют около 30 сигналов, соответствую­щих такому же числу стандартных ситуаций. При этом все знаки явля­ются неразложимыми на отдельные компоненты. Не стоит забывать также, что голосовой аппарат многих зверей сильно отличается от человеческого.
     
    Животные не могут  произнести те же звуки, что и мы. При всем желании кошка не сможет сложить губы трубочкой и мечтательно вздохнуть: «О-о-о!» Поэтому для исследования способности к речи у животных исполь­зовались языки - заменители: по структуре и характеру они похожи на наш, но более есте­ственны для зверей.
     
    ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ
    Искусственныеязыки построе­ны по правилам английской грамматики, но вместо слов в них используются различные элементы: графические изображения, пред­меты и т. д. Самые известные из них: амслен - язык жестов, с помощью которого общаются глухонемые, и йеркиш - изобретение Д. Рамбо: в каче­стве слов в нем применяются особые значки (лексиграммы), которые живот­ное выбирает на компьютере. Из этих символов составляются простейшие выражения.
     
    Первый эксперимент с языками - заменителями провели американ­ские психологи Беатриса и Аллен Гарднеры. При просмотре фильма про обезьянку Вики они заметили, что героиня каждое слово сопрово­ждает "говорящим" жестом, так что ее можно понять, даже отключив звук. В 1966 г. супруги приобрели маленькую шимпанзе по кличке Уошо с целью научить ее амслену. Они показывали своей ученице какой-либо предмет, а затем складывали ее пальцы в соответствующий жест. Запомнив восемь знаков, она начала их комбинировать. А через 5 лет она знала 160 слов и активно их употре­бляла в контакте с собеседниками - людьми.
     
    Использование обезьянами сим­волического языка позволяет пред­положить у них наличие способности к обобщению и абстрагированию. Ведь они применяли конкретные жесты к целой группе предметов. На­пример, знак «бэби» они использо­вали, когда разговор заходил о детях, щенках и куклах. 
    Од­нако, хотя их язык по функции и был очень похож на наш, он обладал огромным недостатком - по зву­чанию он не имел ничего общего с человеческой речью. А настоящими виртуозами подражания, вошедшими в историю, стали не столь высокоор­ганизованные существа - птицы.
     
    О ЧЕМ БОРМОЧЕТ ПОПУГАЙ?
    В 1980-х гг. американский профес­сор психологии Ирэн Пепперберг исследовала способность к усвое­нию человеческой речи у попугаев, первым из которых был жако Алекс. Как известно, эти птицы могут произ­носить до 300 слов, воспроизводить интонации человеческого голоса и даже вступать с ним в диалог. Она разработала оригинальную методику: в обучении участвовало два челове­ка. Один выступал в роли учителя, а другой был соперником для птицы, делая тоже, что должна и она. По этой методике Алекс запомнил названия более 80 предметов и нау­чился распознавать цвет, форму и ма­териал, из которого они сделаны. Если его спрашивали: «Какого цвета эта деревяшка?», - он правильно отвечал: «Коричневого». Он был способен со­поставить два незнакомых предмета, обнаружив в них сходство и различия. А когда ему показывали одинаковые вещи, на вопрос: «Чем они отличают­ся?» умный жако отвечал, что ничем.
     
    Прославился своей говорливостью и индийский слон из Карагадинского зоопарка - Батыр. По сообщениям ухаживающих за ним сотрудников, он подражал человеской речи, лаю со­бак и другим звукам природы. Батыр называл себя по имени, умел считать до трех и даже ругаться по-русски и по-казахски.
     
    Однако способности этих животных не идут ни в какое сравнение с та­ковыми обезьян. "Внешне" их язык очень похож на наш, но на самом деле он является результатом условнорефлекторного обучения. Получается, что одни звери способны понять логику человеческой речи, не забо­тясь о звуковом сходстве, другие -наоборот, говорят так же, как и мы, но не отдают себе отчета в том, что делают. Так может быть, не животным стоит подстраиваться под нас, а нам под них?
     
     ЧЕЛОВЕК ЩЕБЕЧУЩИЙ
    Наверное, рассказ о подражании был бы неполным, не коснись мы еще одного аспекта: люди тоже иногда используют звуки животного мира. Наши предки так привлекали дичь. До сих пор умение кричать, как утка, считается большим плюсом охот­ника. Подражая звукам природы, они создавали определенное на­строение, сидя у костра и подыгрывая себе на примитивных музыкальных инструментах. Позже известные композиторы черпали вдохнове­ние, гуляя по лесу и прислушиваясь к пению птиц. И Антонио Вивальди, и Петр Ильич Чайковский назвали свои произведения «Времена года». На блестящих наблюдениях за по­ведением зверей основана шуточная сюита «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса.
     
    На подражании крикам отдель­ных животных построены эстрадные номера. Ведь в последнее время это стало модным жанром. Находятся даже настоящие виртуозы. Гово­рят, что семилетняя Лера Гусакова из Челябинской области настолько точно воспроизводит пение птиц, что пернатые даже слетаются на ее голос. Она уже покорила своим талантом слушателей в родной Аше и соседней Уфе и сейчас мечтает записать соб­ственный диск.
     
    Рассуждать о том, когда же насту­пит такой момент, когда мы сможет общаться на одном, межвидовом языке с животными, можно очень долго, но ведь так приятно помечтать, что рано или поздно этот день на­ступит.
     
    Журнал "Живой взгляд"
    Категория: МОИ ФАЙЛЫ | Добавил: sirius
    Просмотров: 386 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]